Как правильно укладывать бордюр. Рассказывает мастер с 10-летним стажем
Укладка тротуарной плитки или асфальта начинается с подготовки поверхности под покрытие. Одновременно с подготовкой основания, вдоль пешеходных дорожек или магистралей устанавливают бордюры. Об особенностях установки тротуарного и магистрального бордюра в Крыму рассказывает профессиональный укладчик
компании «FlintStone» с 10-летним опытом работы.
Установка бордюра: от подготовки основания к затирке швов
Укладка бордюра проще укладки тротуарной плитки. С работой справляется бригада рабочих в 2-3 человека.
Если ландшафт ровный и без перепада высот, а дорожка или дорога не делает крутых поворотов (
в Севастополе и Ялте с этим часто возникают сложности), применяя спецтехнику бригада устанавливает за смену до 150 м бортового камня. Если условия сложные и приходится работать вручную — до 30 погонных метров. Работы, выполняемые во время укладки, делятся на следующие этапы:
- Первый этап — рытье траншей. С этим справляется компактный экскаватор с узким ковшом. Если условия местности не позволяют использовать спецтехнику, ров приходится копать вручную. Ширина и глубина траншеи должны соответствовать размерам бордюрного камня. Снизу и по сторонам важно оставлять 20-ти сантиметровый зазор.
- Уплотнив виброплитой дно вырытого рва, устраиваем подушку из щебня. В работе используем гранитный щебень Лозовского карьера средней фракции.
- Чтобы бордюры были установлены ровно по горизонтальной плоскости и по высоте, укладчики пользуются направляющей нитью. Изначально нивелирами ставят специальные отметки, согласно которым затем протягивается нить.
- Следующая стадия — выставление бордюров. В ход идет бетон, например марок М-200, М-250. Подготовленный раствор небольшими порциями кладут в траншею по линии укладки бордюров на местах будущих стыков камней. Далее на выложенные кочки при помощи специальных строительных клещей с загибами на концах устанавливают бордюрные камни.
Установка
магистрального бордюра усложняется тяжеловесностью и габаритами камня. Одному человеку переместить дорожный камень массой в 120 кг вряд ли будет под силу. По нормативам, бордюрный камень такого веса укладывают минимум двое, а лучше четверо рабочих. С парковым бордюром проще: с ним справляется и один укладчик.
В ходе работы нельзя забывать о небольшом зазоре между камнями.
Важно: при подготовке перед укладкой, дорожный камень распиливают или режут либо специальным инструментом, либо углошлифовальной машиной со специальным диском по бетону.
- Пока раствор не застыл, укладчики подправляют установленный на бетонную кочку камень. Чаще всего нужны правки по высоте, углу наклона или исправлению отклонения от заданной линии. Для этого укладчик постукивает по краям камня резиновым молотком. Металлический молоток может расколоть изделие, сделать в толще камня трещины.
- После выкладки нужного количества бордюров приступаем к их бетонированию. Отступив на 15-20 см от краев камней, ставят опалубку, которую позже заливают бетонным раствором. Смесь должна целиком заполнить пустое пространство под материалом. Практика показывает, что для укладки полутора десятка камней необходимо использовать около одного куба раствора.
- Через 2-3 дня после бетонирования опалубку снимают. Зазоры между камнями затирают цементной смесью. В результате получаем превосходно закрепленный бетоном бордюр.
- Завершающий этап технологии – засыпка вырытой траншеи песком, землей, щебенкой или тырсой.
Монтаж плитки на первых двух типах склона выполняется по стандартным нормам. Третий и четвёртый типы уже потребуют выполнять работы
по правилам укладки на гористой местности.
Отметим, что от правильной установки
магистрального, дорожного или тротуарного бордюра зависит внешний вид и срок службы дорожного покрытия. Доверьте укладку профессионалам!
{module Кнопки соцсетей}