+7 (978) 9000 555
+7 (978) 9000 888
пн-пт с 8:00 до 18:00



Нюансы укладки тротуарных, дорожных и магистральных бордюров

Во время обустройства дорожных покрытий из тротуарной плитки монтаж бортового камня (поребрика, бордюра, БР) является обязательным. Такие изделия выполняют сразу 4 задачи:

  • разграничивают проезжую и пешеходную части, дорожки и газоны,
  • придавают территории привлекательный, аккуратный вид,
  • предотвращают расползание и сдвиг компонентов мощения,
  • оберегают дорожки от загрязнений грунтом.

Хоть укладка бордюрного камня является технологически не сложной задачей, существует ряд особенностей. О них и поговорим в этой статье.

Дорожные и магистральные бордюры во-первых, отличаются размером, во-вторых, их делают по разной технологии. Наибольшей востребованностью пользуются БР, произведенные методом вибропрессования из тяжелой бетонной смеси. В Крыму такая продукция производится симферопольской компанией «Flint Stone».

Дорожный бордюр

Магистральный бордюр

 Дорожный бордюр  Магистральный бордюр

Особенности выбора

При проектировании дорожек и приобретении продукции заводского изготовления учтите такие особенности:

  • свойства бетона, из которого производятся товары. Качественные варианты обязаны обладать морозостойкостью выше F200. Данный материал может выдержать до 200 циклов оттаивания/замораживания. Срок службы составляет более 40 лет,
  • показатели водопоглощения. Не больше 6%,
  • способ изготовления Наилучшие характеристики имеют вибропрессованные изделия. Они долговечны, прочны, обладают идеальной геометрической формой,
  • конкретное назначение. При обустройстве садовых дорожек рекомендовано использовать продукцию БР 100.20.8 (высота – 20 см, длина – 1 м, ширина – 8 см). Ограждая средненагруженные автомобильные дороги стоит применять изделия типа БР 100.30.15 (высота – 30 см, длина – 1 м, ширина - 15 см). Для автомагистралей подойдут вариации БР 100.30.18 (высота - 30 см, длина – 1 м, ширина – 18 см). Магистральный бордюр может упрочняться стальной арматурой.

Технологически правильная установка бордюров

Подготовка основания и укладка бордюра при обустройстве тротуара

Монтировать бордюры можно после и до укладки тротуарной плитки. Каждый вариант обладает собственными преимуществами и недостатками. Установка сразу подойдет для новичков в этом деле. Ограждающие элементы смогут четко обрамить территорию, подлежащую благоустройству и упростить задачу по верному соблюдению границ. Монтаж после укладки брусчатки поможет более рационально применять плитку, избежав ее распиливания.

Какие инструменты понадобятся для укладки

Тротуарный и дорожный бордюр отличаются четкими геометрическими формами. Благодаря этому установка изделий не отличается сложностью. Для проведения технологически правильного монтажа потребуются следующие инструменты:

  • мастерок,
  • бетономешалка либо большая емкость для приготовления бетонной смеси,
  • прочный длинный шнур,
  • пузырьковый уровень,
  • деревянные колья,
  • строительный уровень,
  • киянка или молоток с резиновой головкой,
  • углошлифовальная машина (УШМ) для нарезки камня на части,
  • если бордюр магистральный (его вес более 30 кг), специальные клещи для переноски.

Этапы работ

Выравнивание бордюрного камня

Крымские мастера-укладчики при обустройстве автодорог и тротуаров кладут бордюрный камень на специальную основу. 90% её состава — бетон, оставшиеся 10% ложится на песок и щебень (для лучшей адгезии). Данный метод оптимален для всех типов крымских грунтов, в том числе тех, которые подвержены оползням и селям.

Монтаж бордюра предусматривает проведение следующих операционных этапов:

  1. разметка места установки. Линия расположения лицевой поверхности бортового камня разбивается при помощи шнура и кольев. Эта часть должна быть повернута к покрытию,
  2. подготовка траншеи. Глубина обязана быть такой, чтобы после окончания работ верхний край дорожного камня возвышался над полотном на 20-30 мм,
  3. уплотнение грунта основы. При использовании виброплиты стоит позаботиться о том, чтобы ширина канавы соответствовала ширине рабочего элемента инструмента,
  4. укладка слоя геотекстиля. Используется материал с плотностью более 160 г/см2. Этот этап не является обязательным, однако значительно продлевает срок эксплуатации бетонных изделий. Геотекстиль предотвращет смешивание щебня и грунта,
  5. обустройство выравнивающей подушки из щебня (используется фракция 2-4 см). Толщина слоя составляет 100-150 мм. После проведения трамбовки толщина щебневой основы уменьшится на 25%,
  6. создание бетонного либо цементно-песчаного основания толщиной 100 мм. Применяется цемент марки М400, мелкофракционный щебень. Полученную смесь не сразу заливают на всю длину траншеи. Процедуру выполняют по мере монтажа бордюрного камня,
  7. расположение поребрика на цементно-песчаной подушке. Он осаждается до необходимого уровня, ранее отмеченного с помощью шнура. Молоток с резиновой насадкой позволяет выравнивать изделие,
  8. заливка бетона с лицевой части бордюра и засыпка грунтом с иной стороны,
  9. заделывание швов между камнями с помощью цементного раствора.

Если статья была для вас полезна, пожалуйста, расскажите о ней друзьям в соцсетях: