Нюансы укладки тротуарных, дорожных и магистральных бордюров
Во время обустройства дорожных покрытий из тротуарной плитки монтаж бортового камня (поребрика, бордюра, БР) является обязательным. Такие изделия выполняют сразу 4 задачи:- разграничивают проезжую и пешеходную части, дорожки и газоны,
- придавают территории привлекательный, аккуратный вид,
- предотвращают расползание и сдвиг компонентов мощения,
- оберегают дорожки от загрязнений грунтом.
Дорожные и магистральные бордюры во-первых, отличаются размером, во-вторых, их делают по разной технологии. Наибольшей востребованностью пользуются БР, произведенные методом вибропрессования из тяжелой бетонной смеси. В Крыму такая продукция производится симферопольской компанией «Flint Stone».
Дорожный бордюр | Магистральный бордюр |
Особенности выбора
При проектировании дорожек и приобретении продукции заводского изготовления учтите такие особенности:- свойства бетона, из которого производятся товары. Качественные варианты обязаны обладать морозостойкостью выше F200. Данный материал может выдержать до 200 циклов оттаивания/замораживания. Срок службы составляет более 40 лет,
- показатели водопоглощения. Не больше 6%,
- способ изготовления Наилучшие характеристики имеют вибропрессованные изделия. Они долговечны, прочны, обладают идеальной геометрической формой,
- конкретное назначение. При обустройстве садовых дорожек рекомендовано использовать продукцию БР 100.20.8 (высота – 20 см, длина – 1 м, ширина – 8 см). Ограждая средненагруженные автомобильные дороги стоит применять изделия типа БР 100.30.15 (высота – 30 см, длина – 1 м, ширина - 15 см). Для автомагистралей подойдут вариации БР 100.30.18 (высота - 30 см, длина – 1 м, ширина – 18 см). Магистральный бордюр может упрочняться стальной арматурой.
Технологически правильная установка бордюров
Монтировать бордюры можно после и до укладки тротуарной плитки. Каждый вариант обладает собственными преимуществами и недостатками. Установка сразу подойдет для новичков в этом деле. Ограждающие элементы смогут четко обрамить территорию, подлежащую благоустройству и упростить задачу по верному соблюдению границ. Монтаж после укладки брусчатки поможет более рационально применять плитку, избежав ее распиливания.Какие инструменты понадобятся для укладки
Тротуарный и дорожный бордюр отличаются четкими геометрическими формами. Благодаря этому установка изделий не отличается сложностью. Для проведения технологически правильного монтажа потребуются следующие инструменты:- мастерок,
- бетономешалка либо большая емкость для приготовления бетонной смеси,
- прочный длинный шнур,
- пузырьковый уровень,
- деревянные колья,
- строительный уровень,
- киянка или молоток с резиновой головкой,
- углошлифовальная машина (УШМ) для нарезки камня на части,
- если бордюр магистральный (его вес более 30 кг), специальные клещи для переноски.
Этапы работ
Крымские мастера-укладчики при обустройстве автодорог и тротуаров кладут бордюрный камень на специальную основу. 90% её состава — бетон, оставшиеся 10% ложится на песок и щебень (для лучшей адгезии). Данный метод оптимален для всех типов крымских грунтов, в том числе тех, которые подвержены оползням и селям. Монтаж бордюра предусматривает проведение следующих операционных этапов:- разметка места установки. Линия расположения лицевой поверхности бортового камня разбивается при помощи шнура и кольев. Эта часть должна быть повернута к покрытию,
- подготовка траншеи. Глубина обязана быть такой, чтобы после окончания работ верхний край дорожного камня возвышался над полотном на 20-30 мм,
- уплотнение грунта основы. При использовании виброплиты стоит позаботиться о том, чтобы ширина канавы соответствовала ширине рабочего элемента инструмента,
- укладка слоя геотекстиля. Используется материал с плотностью более 160 г/см2. Этот этап не является обязательным, однако значительно продлевает срок эксплуатации бетонных изделий. Геотекстиль предотвращет смешивание щебня и грунта,
- обустройство выравнивающей подушки из щебня (используется фракция 2-4 см). Толщина слоя составляет 100-150 мм. После проведения трамбовки толщина щебневой основы уменьшится на 25%,
- создание бетонного либо цементно-песчаного основания толщиной 100 мм. Применяется цемент марки М400, мелкофракционный щебень. Полученную смесь не сразу заливают на всю длину траншеи. Процедуру выполняют по мере монтажа бордюрного камня,
- расположение поребрика на цементно-песчаной подушке. Он осаждается до необходимого уровня, ранее отмеченного с помощью шнура. Молоток с резиновой насадкой позволяет выравнивать изделие,
- заливка бетона с лицевой части бордюра и засыпка грунтом с иной стороны,
- заделывание швов между камнями с помощью цементного раствора.